Ежегодное исследование и прогноз Global Leadership Forecast, подготовленный консультационной группой Development Dimensions International (DDI), демонстрирует, что «организации с наиболее высокой долей хорошо подготовленных лидеров в 13 раз превосходят своих конкурентов в ключевых показателях, включая финансовые результаты, качество продуктов и услуг, вовлеченность персонала и степень удовлетворенности заказчиков».
Неудивительно, что в своем стремлении получить конкурентные преимущества, компании по всему миру делают ставку на «выращивание» собственных лидеров. Согласно мнению экспертов ИТ-компании продолжают инвестировать средства в программы развития лидерства даже вне зависимости от состояния рынка в данный конкретный момент времени. Скорее всего, это связано с общими особенностями рынка разработки высоких технологий – наиболее динамично изменяющегося и высококонкурентного даже в условиях экономической нестабильности последних лет.
Это исследование дало Ауриге повод задуматься: «А есть ли у нас готовые лидеры (или программы по их подготовке), которые могут направить наш бизнес именно туда, куда мы планируем развиваться?»
За последние 15 лет рынок разработки программного обеспечения очень сильно изменился. Сегодня даже высококлассные навыки программирования не могут гарантировать успеха на рынке. Хотя вопросы необходимости развития т.н. «soft skills» для компаний-провайдеров аутсорсинговых ИТ услуг поднимались Ауригой еще с 2009 года, 2014 год стал годом, когда нашим опытом заинтересовались не только потенциальные клиенты, но и организаторы российских мероприятий разного уровня, например «Русский день – МКФ». Топ-менеджеры Ауриги были рады поделиться реальным опытом нашей компании и ответом на вопрос «почему умение писать код – это еще не все». Более подробно об этом можно прочитать здесь и здесь.
Весь наш опыт, накопленный за годы и годы общения с самыми разными заказчиками из разных сфер экономики, говорит о том, что одним из ключевых элементов успеха в области разработки программного обеспечения является продуманная система открытых, основанных на доверии коммуникаций между заказчиком и провайдером. Способность понимать и реализовывать бизнес-цели заказчика, продуктивно взаимодействовать с ним день за днем, грамотно выстраивать команды, уделяя особое внимание правильной инженерной культуре и проектным процессам, нести ответственность за результат и стремиться к превосходному качеству, – зачастую становится единственной причиной успеха или неудачи проекта.
Учитывая все вышесказанное, мы пришли к выводу, что все наши идеи и достижения, опробованные на разных проектах, должны лечь в основу новой программы поддержки и развития лидерских качеств для наших сотрудников.
Основные цели
Основные цели разработанной программы по развитию социальной компетенции и лидерства выглядят следующим образом:
- Выстраивание культуры лидерства в компании
- Укрепление управленческих, функциональных и технических компетенций в Ауриге в целях повышения производительности
- Подготовка в рамках компании специалистов, способных образовать ядро потенциальных лидеров
- Формирование лидерских компетенций для всех сотрудников Ауриги
- Развитие навыков коммуникации сотрудников
Модули программы
Комплексная программа обучения включает ряд настраиваемых модулей, которые можно комбинировать между собой, дополнять или, наоборот, сокращать, фактически подгоняя программу под конкретные нужды и способности участников. Среди модулей:
- Обучающий проект, совмещающий изучение английского языка и развитие навыков коммуникации – ЛМП (Личность. Мотивация. Перспективы). Он направлен на повышение навыков вербальной коммуникации, проведения презентаций и докладов на международных мероприятиях, как технических, так и бизнес-ориентированных.
- Серия тренингов по развитию личных лидерских качеств для менеджеров проектов и руководителей команд, отобранных из фонда лучших практик коучинга
- Тренинги по развитию социальных и управленческих навыков, доступные для всех сотрудников (темы: Мастер убеждения, Эмоциональный интеллект, Постановка и достижение цели, Управление временем и т.д.)
- Программа развития лидерских качеств Сенсейшн – программа курирования новых сотрудников компании более опытными. Программа показала хорошие результаты в области передачи знаний, корпоративных ценностей, а также формирует необходимые лидерские качества у участников-сенсеев
- Новая программа подготовки кадрового резерва Fresh Leads для руководящих позиций. Программа состоит из 8 модулей, включающих обучение с инструктором, разбор практических примеров и семинары.
Практический опыт
Работая над программой развития лидерских качеств, мы выделили несколько важных аспектов:
- Единая система: особенностью Ауриги как поставщика услуг разработки ПО является географическая распределенность наших команд. Наши заказчики получают доступ к лучшим инженерным ресурсам компании в России (Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону) и Европейском Союзе (Литва). Одним из вызовов и особенностей программы стало стремление объединить всех сотрудников Ауриги в одно целое, вне зависимости от их месторасположения. Помимо очевидного преимущества как, например, уверенности руководства компании в том, что каждый наш региональный центр разработки будет располагать в этом случае достаточным количеством лидеров для новых проектов, программа стимулирует нашим инженеров активнее общаться между собой, обмениваться опытом и знаниями, совместно находить решения и увереннее сотрудничать между собой.
- Личное участие и заинтересованность топ-менеджеров: Невозможно вырастить новых лидеров, если уже состоявшиеся признанные авторитеты компании не участвуют в этом процессе. Топ-менеджеры Ауриги принимают активное участие в нашей программе развития лидерских качеств и оказывают менторскую поддержку новым лидерам, делясь своим бесценным практическим опытом.
Исследование 2005 года, проведенное компанией Hewitt Associates показало, что в 20-ти лучших компаний в области развития лидеров, генеральные директора принимали непосредственное активное участие в программах по развитию лидерских качеств в то время как в других компаниях, занявших гораздо более низкие позиции в рейтинге, руководители привлекались только в 65% случаев.
- Акцент на ключевых процессах: При создании обучающей программы авторов подстерегает соблазн попытаться объять необъятное, что весьма понятно, но абсолютно не продуктивно. Мы решили выделить ключевые элементы нашей новой программы по развитию лидерства и поняли, что начинать необходимо уже с процесса найма, – ведь когда вы нанимаете отличных людей, больше шансов, что они вырастут в отличных лидеров. Теперь социальные и коммуникационные навыки оцениваются уже на этапах собеседования и относятся к группе ключевых факторов при принятии решения о найме сотрудников. Это подкрепляет нашу уверенность в том, что мы располагаем сотрудниками, которые будут готовы стать теми лидерами, которые нам требуются.
- Развитие лидерства – стратегический приоритет: Многие программы по развитию лидерства терпят неудачу и не приносят ожидаемых результатов. Безусловно, мы хотели этого избежать. Поэтому мы изначально рассматривали данную программу и личный рост сотрудников ключевыми элементами успеха компании, а не просто очередной галочкой в списке необходимых мероприятий. На программу отводится много ресурсов компании, идет постоянный мониторинг ее состояния и промежуточных результатов, в том числе и в виде обратной связи от наших клиентов.
- Формирование культуры лидерства: Перед нами стояла задача не просто вырастить лидеров, но и создать определенную культуру лидерства во всех офисах компании. Программы по развитию социальных и коммуникативных навыков и лидерских качеств, предлагаемые всем сотрудникам Ауриги, направлены на совершенствование этих компетенций. В результате нам хотелось бы, чтобы каждый сотрудник не боялся высказывать собственное мнение, мог принимать решения и нести за них ответственность, когда это требуется.
- Создание ценности: Конечной целью программы по развитию лидерских качеств является создание дополнительной ценности для всех заинтересованных сторон: компании, заказчиков и сотрудников. Мы ставим перед собой задачу не просто воспитать лидеров, а воспитать лидеров, которые знают, каким образом создавать эту дополнительную ценность для всех участников процесса, как внутри компании, так и за ее пределами.
Что мы узнали в процессе работы над программой развития лидерства?
- Говорите со своими сотрудниками
Очень много программ по развитию лидерства терпят неудачу. Это реальный факт. Если вы зададите поисковой системе запрос “why leadership programs fail”, вы получите более 26 миллионов результатов. Зная это, вы, вне всяких сомнений, захотите сделать все правильно с первого раза. Для этого важно, чтобы вы осознавали свои приоритеты и рассказали о них своим сотрудникам.
Очень сложно, а порой, как думают многие, практически невозможно объяснить программистам важность социальных и коммуникативных навыков, которые являются основой для развития лидерских качеств. Сотрудники должны иметь четкое представление, для чего им это нужно, а это возможно только в том случае, если руководство компании сможет донести эту мысль в понятном и доступном виде, используя наиболее удачные каналы коммуникации.
- Обучение лидерским навыкам – это не то же самое, что развитие лидерских навыков
Возможно, это не очевидно, но следует понимать, что вы не можете вырастить лидеров, просто предоставив им литературу, видеоподкасты или оплатив участие в семинарах и тренингах от известных коучей. Развитие лидерских навыков должно быть интегрировано в существующую рабочую среду, адаптировано под особенности вашего бизнеса, потребности ваших заказчиков и ожидания ваших сотрудников.
Возможно, одна из самых интересных статей на тему основных различий между обучением и развитием была опубликована в Forbes. В двух словах основная идея заключается в том, что обучение имеет предел, в то время как развитие – безгранично, и для того, чтобы вырастить инициативных, думающих лидеров, которые способны принимать правильные решения, вам необходимо сосредоточить внимание на развитии, а не на обучении.
Имейте в виду – самым продуктивным, но и самым трудным моментом программы для вас станет создание таких элементов программы, которые позволят вашим сотрудникам применить то, что они узнают, в реальных жизненных/рабочих ситуациях.
- Лидерство подразумевает действия
Структура обучающего курса предполагает наличие обучающих материалов: книг, статей, видео- или аудио-подкастов, с которыми необходимо ознакомится, тестов, которые требуется сдать, и т.д. Тем не менее, при создании нашего курса по развитию лидерских качеств мы поняли, что наилучшим решением будет уделить внимание созданию ситуаций, при которых люди будут поставлены в такие условия, когда им придется бросать вызов себе, своим суждениям, предположениям, моделям поведения. Это позволит стимулировать личностный рост и подготовить людей к ситуациям, с которыми они редко сталкиваются в их повседневной работе.
Текущие результаты программы развития лидерских качеств, реализуемой в Ауриге
- За 2 года функционирования программы мы смогли увидеть значительные улучшения в процессах передачи знаний, адаптации новых сотрудников в компании, своевременном обмене информацией, решении проблем, принятии рациональных решений и общее совершенствование культуры лидерства в во всех инженерных центрах Ауриги.
- Многочисленные заказчики отмечают улучшение процессов Ауриги и навыков коммуникации сотрудников. Это, кстати, отмечали и наши клиенты в своих видеоинтервью.
- Производительность сотрудников повысилась на 35%, мы ожидаем дополнительного роста уровня эффективности и мотивации еще на 20% к концу 2014 года.
Вячеслав Ванюлин, генеральный менеджер Ауриги, комментирует результаты программы:
Ценность сильного лидерства для нас очевидна, как в благоприятные, так и в сложные времена. Именно поэтому мы разработали и внедрили новую программу развития лидерских качеств. Создание условий для роста собственных лидеров в текущей экономической ситуации – это не привилегия, а, скорее, необходимость. Программа уже приносит ожидаемые результаты и, в дальнейшем, мы планируем расширить ее, дополнив новыми модулями. Я уверен, что нам удастся и дальше развивать культуру лидерства в компании, объединив в рамках этой программы всех сотрудников на всех уровнях.