Communications in outsourcing

Какими качествами должен обладать надежный аутсорсер разработки ПО? Первое и самое очевидное – это обширная технологическая экспертиза. Второе – углубленное знание различных бизнес-областей. Не все знают, однако, что хорошие коммуникативные навыки являются третьим и зачастую решающим качеством.

Налаженные коммуникации – залог эффективной работы, а эффективная работа, несомненно, залог успеха. Идея кажется очень простой, но когда в игру вступают многонациональные и мультиязычные коллективы, географически распределенные команды, несколько часовых поясов и культурные различия, общение может стать настоящей проблемой.

Недавно мы обсуждали три типичных сценария взаимодействия со штатными инженерами заказчика. Однако, независимо от сценария, очень важно заняться налаживанием коммуникаций с самого первого дня работы. В этой статье мы поделимся нашим опытом и расскажем, как мы выстраиваем коммуникации с клиентами на разных этапах проекта.

Химия общения

Вячеслав Ванюлин, Генеральный директор ООО «Аурига», так рассуждает о коммуникациях:

У каждой компании – свои сильные стороны. Производители, например, отлично разбираются в своих продуктах, а Аурига – в разработке сложных программных решений для них. Мы умеем применять новейшие технологии на благо компаний любого размера, из любых отраслей. Тем не менее, знание технологий и отраслевых стандартов – только часть нашей экспертизы, которая была бы не так полезна без профессиональных навыков коммуникаций.

Сотрудничество всегда начинается с общения – со встречи с представителем заказчика, осведомленным о технической стороне проекта и заинтересованным в принятии оптимального решения об аутсорсинге. Это наша «минута славы», когда мы можем продемонстрировать свой многолетний опыт и понимание отраслевых особенностей, рассказать о многочисленных преимуществах, которые получают наши клиенты.

Однако еще более важно для нас выявить потребности и ожидания заказчика. Эксперты Ауриги не стесняются проявлять инициативу и вступать в профессиональные дискуссии, делиться идеями и накопленными знаниями. На этапе переговоров мы используем все возможности для плодотворной беседы, чтобы прийти к взаимовыгодному решению.

Искусство задавать вопросы

Когда мы перенимаем проект у внутренней команды заказчика, возникает два главных вопроса: Какие бизнес-цели преследует наш клиент? и Что уже было сделано на проекте? При этом эффективные коммуникации с менеджерами, инженерами и другими контракторами снова выходят на первый план. Менеджеры часто заняты, получить от них нужную информацию бывает непросто, поэтому умение задавать вопросы и активно слушать играет огромную роль.

Чтобы войти в курс дела, необходимо анализировать сложный код и постоянно консультироваться со штатными разработчиками о многочисленных нюансах, которые не были задокументированы. Это напоминает эстафетный бег, который не прекратится, пока мы не получим ответы на все вопросы. Задача не из простых, но за 27 лет разработки ПО для более чем 40 международных заказчиков мы научились превращать начало сотрудничества в безболезненный и даже приятный этап.

Демо как повод поболтать

Компании отдают разработку ПО на аутсорсинг по разным причинам. Бывает, что продукт все еще коммерчески выгоден, но уже перешел в фазу обслуживания, и заказчик хочет, чтобы штатные инженеры сосредоточились на новых задачах. Порой клиент просто недоволен внутренней командой, своими расходами и достигнутыми (или, скорее, недостигнутыми) результатами. В любом случае, подрядчик обязан доказать, что способен эффективно работать на проекте.

Для этого мы регулярно информируем заказчика о ходе разработки и делимся промежуточными результатами. Нам нравится устраивать технические демо, которые помогают клиентам оценить нашу работу на разных этапах проекта, наглядно увидеть его реализацию. Кроме того, демо – это хороший повод для личной встречи с заказчиком. На таких встречах мы обсуждаем проектные цели и дальнейшие планы, как на инженерном, так и на бизнес-уровне, чтобы вовремя подстроиться под переменчивые требования отрасли и рынка.

Стирая границы

В ходе проекта важность коммуникаций продолжает расти. Переговоры онлайн и личные встречи, содержательное профессиональное общение, умение говорить «на языке заказчика» – все это помогает преодолеть барьер между «нами» и «ими», даже когда наш клиент находится на другом конце света.

Как отмечает Вячеслав Ванюлин,

Никто из нас не рождается с навыками коммуникаций. Это наработанные умения – способность формулировать сложные идеи, задавать правильные вопросы в нужное время, устранять недопонимание, быть внимательным к деталям, любознательным, гибким, открытым.

Общения никогда не бывает много – этому мы научились на практике. Чем больше мы разговариваем, встречаемся и взаимодействуем друг с другом, тем лучше результат нашего сотрудничества. И тогда заказчики говорят: «Аурига – продолжение нашей команды. Мы работаем над общим решением».