Medical engineering lab

Недавно Аурига открыла новую специализированную инженерную лабораторию для тестирования программного обеспечения медицинских устройств. Это уже тринадцатая инженерная лаборатория Ауриги – и восьмая медицинская.

Кроме медицинских лабораторий, у нас есть лаборатории для разработки встраиваемого ПО, электротехническая лаборатория для работы с устройствами под высоким напряжением, лаборатория для разработки интеллектуальных контроллеров телеком плат, приборов для охраны труда и другие. Все это реальное оборудование, да еще и не в единичных количествах, которое надо привезти, растаможить, установить, калибровать на регулярной основе, мониторить условия, в которых оно работает, в конце концов, где-то хранить. Наверное, не стоит говорить, что некоторые приборы весьма дорогостоящие и «капризные». А если, не дай бог, поломка?!

У многих возникает следующий вопрос: зачем нам в эпоху цифровой трансформации реальные устройства? Не проще ли создать цифровые двойники, которые эмулируют работу реальных устройств на 100%, написать виртуальные среды, в которых можно тестировать самые разные сценарии, и получить те же результаты – быстрее, дешевле, надежнее в каком-то смысле? В этой статье я постараюсь ответить на эти вопросы и, забегая вперед, скажу – весь наш опыт показывает, что, выплескивая воду старых методов работы в пользу цифровизации, все же надо пристально смотреть за ребенком.

Что представляют собой эти лаборатории?

Лаборатория – это площадка, построенная в соответствии с индивидуальными требованиями заказчика для решения его задач. Так, у нас есть медицинская лаборатория, в которую подается вода требуемого качества, есть «мокрая» лаборатория с жидкостями, эмулирующими кровь, и лаборатория, позволяющая работать с газами. Лаборатории оснащены всем необходимым: в первую очередь, приборами, для которых ведется разработка. Объединяет все эти лаборатории одно: это помещение, где компактно и при этом удобно совмещены два рабочих места – специалиста-разработчика программного обеспечения и «бизнес пользователя», где роль «бизнес пользователя» время от времени играет инженер. Эти рабочие места обычно объединены в блоки, позволяющие одновременно сотрудничать нескольким участникам команды, работающим над единым проектом. Подобная организация рабочих мест позволяет вести научные исследования и участвовать в производстве опытных образцов, самые успешные из которых пойдут в серию.

Зачем заказчику нужны лаборатории?

Многие продуктовые компании в процессе своего развития могут столкнуться с трудностями в выполнении технических задач. Произойти это может по целому ряду причин: отсутствие или потеря нужных компетенций, недостаток специалистов на рынке или  «заморозка» найма на определенный период, возникновение рутинных активностей и т.д. Тогда компании прибегают к помощи вендора, одним из критериев выбора которого может стать наличие инфраструктуры, умение быстро построить у себя лабораторию вкупе с сопутствующими сервисами (тестирование, рефакторинг и т.п.). Иногда развертывание и эксплуатация лаборатории на территории заказчика требует дорогостоящего обучения и сертификации допущенных сотрудников, а на согласование использования специализированного оборудования и необходимых мер безопасности требуется много времени. Естественно, в России все это тоже необходимо, но обучение и сертификация стоят гораздо дешевле, а законодательство либеральнее и, как ни странно, меньше бюрократических препятствий.

Какие задачи выполняются в лаборатории? 

В лабораторных условиях инженеры могут внедрить новые функции и проверить, как они работают, до вывода устройства на рынок, обеспечить функциональную и обратную совместимость продуктов разных поколений, собрать практически любую конфигурацию оборудования и эмулировать внешние системы, сервисы или приложения. Лаборатории удобны при переводе продукта на новую платформу, «железо» или операционную систему, а также при подготовке к сертификации.

Какие выгоды получает заказчик? 

В лабораториях мы можем существенно сократить время разработки ПО, его отладки или тестирования различных сценариев – и это отличает нас от компаний, которые работают удаленно. Заказчику не нужно тратить время и ресурсы на подбор инженеров и налаживание процессов, снижается нагрузка на его собственные ресурсы – саппорт, разработчиков, экспертов. У нас уже есть готовая база для инфраструктуры, а значит, мы можем развернуть лабораторию в считанные недели, обеспечить доставку и регулярную калибровку оборудования и симуляторов сторонних производителей. Наличие реального устройства (или серии) значительно упрощает и сокращает цепочку коммуникаций. Мы умеем работать с комплексным высокоточным оборудованием, от которого зависят жизнь, здоровье и безопасность людей, и в своей работе опираемся на международные стандарты и лучшие мировые практики.

Что значат лаборатории для Ауриги? 

Лаборатории для нас – новый уровень взаимоотношений с заказчиком. Создание лаборатории и передача оборудования для нее – высшая точка доверия, которое оказывает нам клиент, и мы это очень ценим. Хотя принципы создания наших лабораторий схожи, каждая из них отвечает особым нуждам и специфике конкретного клиента.

Зачем нужны реальные лаборатории в эпоху цифровизации? 

В лаборатории инженер работает с реальными объектами, в реальном мире, в реальной обстановке. Уникальность и ограничения реального мира дают неисчислимое количество вариантов взаимодействия. В своих лабораториях мы работаем с приборами, многие из которых играют важную роль в обеспечении безопасности или даже самой жизнедеятельности пользователя (или пациента). Именно поэтому так важно протестировать длительную работу прибора в том числе и в нормальных условиях, а не только под нагрузкой.

Конечно, мы стараемся использовать в лабораториях лучшее от двух миров, если можно так сказать. Часть задач мы делаем на симуляции, HIL платформах, всевозможных макетных/отладочных устройствах. Но некоторые задачи можно делать только на реальных устройствах. Например, если устройство вот-вот пойдет в серию и в высокой степени готовности, или если вдруг приходит задача для устройства которое уже выпускается, – мы просто не можем работать с симуляцией, поскольку в реальном оборудовании все нужные компоненты материальны и интегрированы друг с другом (сюрприз!), а написание качественных математических и физических моделей сложных устройств (например, асинхронного двигателя) займет очень много времени и в итоге будет финансово невыгодно.  

Верификация оборудования, особенно для прохождения сертификации, тоже всегда производится на реальном оборудовании в конфигурациях, которые используются конечными пользователями нашего заказчика. Без лаборатории в Ауриге инженерам пришлось бы всегда присутствовать на стороне заказчика, что не целесообразно экономически.  

Если этого недостаточно, могу привести еще один довод в пользу лабораторий: иногда устройство проходит все тестирование, выходит в серию и вдруг (и это бывает не так уж редко) уже собранное готовое устройство в серии начинает выдавать ошибки, которых не наблюдалось не только в симуляциях, но и на тестировании и отладке. Это могут быть ошибки сборки (например, допуск чуть больше) или какой-то очень редко воспроизводимый баг, который возникает, условно говоря, на трех приборах из 10000. Без изучения реальных приборов установить причины нарушения их функциональности невозможно.