Все чаще, когда мы говорим об управлении проектами и изменениями в IT-компании, на первый план выходит тема распределенных и удаленных команд. Наладить продуктивную и эффективную работу в такой команде для неподготовленного руководителя может оказаться нелегко. Чтобы создать сильную и сплоченную команду, требуется понимание происходящих процессов и последовательности шагов и действий. В этой статье я поделюсь своим опытом работы в распределенных и удаленных командах Ауриги и расскажу, как мы сумели преодолеть сложности, подстерегающие буквально на каждом шагу.
«Ура, удаленка!» Что вас ждет на самом деле?
Прежде всего, хочу пояснить, что я подразумеваю под терминами «распределенный» и «удаленный». «Удаленная команда» обычно означает, что вы (или члены вашей команды) работаете не из офиса, а в «распределенной команде» вы работаете с коллегами из других филиалов вашей компании, при этом находясь в офисе. В этой статье я использую оба термина как синонимы: вы управляете или работаете с людьми, которые не сидят с вами в одной локации.
Работа в удаленной или распределенной команде – на первый взгляд, привлекательный вариант. Однако, не всем отсутствие рабочей среды (процессов, правил, корпоративной культуры и личного общения) идет на пользу в плане дисциплины, соблюдения дедлайнов или стандартов качества. Некоторым людям, как выясняется на практике, нужны внешние регуляторы, чтобы управлять своим рабочим временем. Есть прецеденты, когда компании, первоначально приветствовашие работу из дома, вновь открывают офисы, поскольку на печальном опыте убедились в том, что удаленная работа дает слишком много свободы сотрудникам, негативно влияя на их эффективность.
Опрос, проведенный экспертами Owl Labs, показывает, что в 2017 году 52% респондентов работали удаленно хотя бы один день в неделю, 21% работали дома чаще, чем раз в неделю, 18% постоянно работали дома, а 13% – только один раз в неделю. Эти цифры продолжаю расти, а значит, работодателям, руководителям и «офисным» сотрудникам придется учиться работать с удаленными коллегами.

Источник: Owl Labs
Люди выбирают удаленную работу, чтобы найти баланс между карьерой и личной жизнью, сократить время, которое они проводят в дороге, лучше распределять время и концентрироваться на задачах, проводить больше времени с семьей. Звучит здорово, но в то же время удаленные сотрудники многое пропускают: дискуссии с коллегами, корпоративные события, праздники и тимбилдинг, да просто саму рабочую атмосферу – творческую и соревновательную, дружелюбную и вдохновляющую на поиск решений. Оставаться на волне с командой становится тяжело. Осложняются коммуникации, снижается скорость работы, и вот вы уже чувствуете себя оторванным от коллектива. Личное общение с руководством сводится к минимуму, что может послужить серьезным препятствием в развитии вашей карьеры.
Преодоление барьеров
Мой опыт работы в Ауриге показывает, что все удаленные и распределенные команды рано или поздно сталкиваются с шестью основными сложностями. Давайте их перечислим и посмотрим, как можно справиться с каждой из них.
- Отношение к работе
Что важнее всего в командной работе? Конечно, правильное отношение к ней, помогающее достигать целей и поддерживать бодрый командный дух.
Даже в пределах одной компании, одного офиса нередко возникает барьер между «мы» и «они». В удаленной/распределенной команде он возникает гораздо чаще – и его гораздо труднее преодолеть. Если что-то не ладится, стороны обвиняют друг друга, а тем временем дела идут только хуже.
Справиться с этой проблемой должен лидер команды – человек, который развивает в сотрудниках правильное отношение к работе и налаживает коммуникации. Это может быть менеджер проекта, Scrum мастер, владелец продукта, техлид – кто-то, к кому вы всегда сможете обратиться за помощью или советом.
Лидер должен прислушиваться к проблемам и тревогам сотрудников, иногда делать паузу, чтобы оценить ситуацию, или даже приостановить работу, если это необходимо. Каждый может ошибиться (и лидер тоже) – в конце концов, все мы люди. Но в команде всегда должен быть человек, готовый принять решение и взять на себя ответственность в трудный час.
Лидер должен знать сильные и слабые стороны сотрудников и задавать команде темп и направление, учитывая особенности каждого инженера. В удаленной или распределенной команде часто трудно почувствовать единство и общую ответственность за результат. Именно лидер должен помочь членам команды сплотиться и преодолеть барьер между «я» и «они».
- Неясные цели
Когда вы общаетесь с коллегами удаленно, нередко возникает недопонимание, поэтому не стоит додумывать за других, если вы в чем-то не уверены. Спрашивайте, уточняйте, правильно ли вы поняли. Не принимайте задачи от своего руководителя вслепую – обсудите, каких целей вы хотите добиться, какую задачу решить, какие ресурсы имеются, какие инструменты нужны – и только после этого приступайте к работе.
- Коммуникации
Недопонимание и недоразумения случаются чаще всего от недостатка коммуникаций. На работе я часто слышу, что лучше «переобщаться», чем «недообщаться». Очевидно, это так, и в удаленных/распределенных командах нужно общаться еще больше, чем в традиционных.
Если вы собираете команду с нуля или начинаете новый проект, решающее значение имеют общекомандные встречи. Неформальное общение с коллегами и клиентами перед обсуждением важных дел абсолютно необходимо, ведь именно оно создает отношения. Старайтесь поддерживать диалог, не бойтесь запрашивать обратную связь, не ленитесь вести протокол встречи – все это банальные вещи, но как же они важны для удаленных команд! Но не тратьте время на долгие разговоры: короткие, но частые встречи обычно более продуктивны.
- Корпоративная культура
Всегда принимайте участие в тимбилдинге и прочих корпоративных мероприятиях, чтобы лучше узнать своих коллег и познакомиться с корпоративной культурой компании. Обсуждайте общие интересы, хобби, спорт – что угодно, что вас вдохновляет. Например, во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году мы всегда начинали и заканчивали свои встречи разговорами о матчах, хоть я и не футбольный фанат.
Когда вы понимаете, что движет людьми, вы можете достичь больших результатов. Если вы сотрудничаете с представителями разных культур, организуйте специальные тренинги, чтобы узнать, чем эти культуры похожи и различаются, и как культурные аспекты могут влиять на вашу команду. Как же мне не хватало такого тренинга, когда я только начинала работать в распределенной команде!
- Люди или роботы?
За несколько лет работы в удаленной команде у вас может сложиться впечатление, что вы сотрудничаете с роботами, а не с людьми. Когда вы не видите команду, отдаетесь ли вы работе на 100%? Скорее всего, нет. Вот почему так важны личные встречи. Даже разговаривая по Skype, не стесняйтесь включать камеру, улыбаться, использовать язык тела и жестов. Будьте открыты для коллег и клиентов, и вы увидите, что это положительно влияет на вашу работу! В Ауриге мы всегда стараемся следовать этому правилу, общаясь с клиентами и товарищами по команде. Удивительно, как видеозвонок меняет атмосферу общения, сближает собеседников.
- Обмен знаниями
Обмен знаниями – и так непростая задача, но в удаленной или распределенной команде это может стать настоящей проблемой. Мы справляемся с ней, организуя регулярные внутрикорпоративные мини-конференции, на которых делимся с коллегами знаниями и идеями. Документируя свой опыт, мы не просто помещаем файлы в базу данных, а обсуждаем с командой, что было сделано хорошо, а что можно сделать лучше в будущем.
Парное программирование может быть хорошей практикой для обмена знаниями. Правда, иногда инженеры так увлекаются парным программированием, что забывают про другие задачи. Важно соблюдать баланс: парное программирование очень полезно (особенно для передачи опыта новичкам), но не стоит превращать его в ежедневную рутину. Прибегайте к нему только в том случае, когда оно действительно помогает выполнить работу быстрее и качественнее.
Ревью кода, которые мы делаем постоянно, улучшают качество кода и способствуют обмену знаниями. Наконец, ротация проектов и задач позволяет сотрудникам получить еще больше навыков.
Пять ключевых правил
Очевидно, не существует единой формулы успеха, которая бы работала для всех команд. Все мы – уникальные личности со своими характерами, привычками, культурными традициями и так далее. И все же есть пять правил, которые помогут практически всем удаленным и распределенным командам повысить производительность и добиться лучших результатов.
- Общайтесь больше, но не затягивайте встречи
- Избегайте предположений – уточняйте цели
- Постарайтесь вовлечь всех членов команды во все дела
- В удаленной работе не забывайте о личном общении
- Будьте открыты, гибки и чередуйте задачи
Найдите подход, который работает именно для вашей команды, мотивирует и вдохновляет вас на новые достижения!