Пандемия вируса COVID-19 с ее непредсказуемостью, быстрым развитием, отсутствием четких прогнозов на завершение и проверенных сценариев устранения рисков значительно повысила уровень стресса у всех участников проектной деятельности. Однако, наряду с негативным влиянием на рынки, этот же кризис предоставил сервисным компаниям по разработке и тестированию ПО дополнительные возможности для развития бизнеса. В данном случае я говорю не только и не столько о возникновении новых ниш наподобие разработки решений для мониторинга жизненных показателей, контактов потенциально зараженных людей или приложений по доставке чего угодно до двери. Трансформация, вызванная пандемией, инициировала более глубинное и глобальное изменение: переход от традиционных моделей проектного менеджмента к удаленным или цифровым стал не уделом отдельных гиков, а долгосрочным трендом и требованием рынка.
Новые рыночные возможности
«Вынужденная удаленка» сняла психологический барьер на привлечение сторонних специалистов у компаний, которые раньше держали разработку in-house в силу своих жестких политик и предубеждений. Первоначально, в связи с карантинными мерами, вводимыми правительствами, потребовалось организовать управление проектами, продуктами и процессами силами своих же команд и ждать результатов. Когда первый блин для компаний с традиционными формами проектной деятельности оказался комом, возникло естественное ощущение, что сервисные компании-аутсорсеры с их налаженными процессами и накопленным опытом могут послужить хорошим источником знаний о том, «как надо выстраивать новую, цифровую модель взаимодействия и управления проектами» и, в конченом счете, стать подрядчиками. Для медицинских компаний ситуация усугубилась недавними требованиями регулирующих органов о необходимости добавления отчетов инструментов разработки (статических анализаторов) для сертификации, что еще больше удлиняет срок вывода продуктов на рынок. Мы уже убедились в этом, получая намного больше запросов от медицинских компаний на оценку проектов, чем до кризиса.
Сложившаяся ситуация создает уникальный шанс российским сервисным компаниям расширить бизнес, тем более, что в условиях текучки кадров и нестабильной экономики потенциальные клиенты будут искать более доступные рынки квалифицированных специалистов со схожей культурой и языком, устоявшимися процессами и инструментами для организации эффективной и бесперебойной проектной деятельности. Преимуществами России также выступают более доступная сертификация и сопоставимый с западным уровень защиты прав интеллектуальной собственности.
В чем заключается трансформация проектного управления
Изначально задача выглядела тривиальной: если ты работаешь в IT, то какая разница, где инженер сидит за рабочей станцией – в офисе или дома. Почти все лидеры нашей отрасли и до пандемии предоставляли многочисленные инструменты с необходимой степенью защиты и облачные инфраструктуры для управления проектами удаленно. Казалось бы, устанавливай средства связи, разворачивай репозиторий и программу отслеживания задач, и для команды ничего не изменится, а ее продуктивность останется на том же уровне, что и всегда. На деле все оказалось не так радужно.
Оставим в стороне вопросы нерадивых инженеров. Допустим, все инженеры и руководитель в команде – дисциплинированные, ответственные профессионалы, давно работающие на проекте и друг с другом. И тем не менее, даже при таких идеальных исходных данных средняя производительность команд разработчиков упала, по оценкам экспертов, на 40% (сразу оговорюсь – первоначально, повторные опросы и исследования показали, что многие компании справились с кризисом и повысили производительность).
Как оказалось, резкий перевод инженеров на удаленную работу затронул три наиболее важных и на поверку слабых аспекта проектного менеджмента – коммуникации, управление знаниями, а также мониторинг проекта. В качестве стратегии перехода на цифровые методы управления я посоветовал бы обратить внимание и заранее продумать следующие вопросы:
- При выборе средств связи и разработке плана коммуникаций заранее предусмотреть митигацию таких рисков, как разрыв контакта, асинхронные коммуникации.
- Уделить особое внимание организации доступа к базе знаний (возможно, пересмотреть существующие политики безопасности и доступа), распределить время доступа к оборудованию, провести аудит текущей инфраструктуры и ее возможностей.
- Переход на удаленное выполнение проекта предъявляет повышенные требования к процессу адаптации и обучения новых сотрудников, что влечет за собой изменения в привычной работе отдела кадров и корпоративных центров обучения.
- В силу объективных причин привычные методы, процессы и KPI теряют свою эффективность. От руководителя проекта требуется более осознанный тайм-менеджмент, контроль обратной связи с командой, более объективные средства контроля, делегирование обязанностей в больших командах, разбивка задач на более мелкие, внедрение разумной системы коммуникации.
А как же оборудование?
Одним из наиболее распространенных барьеров для производителей оборудования являются сомнения в возможности настройки эффективной удаленной деятельности на проектах. Наш 30-летний опыт разработки встраиваемого ПО для различного «железа» помог нам наладить процессы, которые прошли аудит крупнейших игроков рынка. Наши инженеры удаленно разрабатывают и тестируют ПО для прототипов медицинских устройств, строительных инструментов, телеком-досок, чипов и т.п. Основная сложность даже не в технических процедурах: настройке безопасного бесперебойного доступа, распределении времени доступа между участниками процесса, установке и настройке вспомогательных инструментов для наблюдения и физического взаимодействия с оборудованием, находящимся за тысячи километров, написания симуляторов и эмуляторов (цифровых двойников) для отладки. Самая важная часть задачи – выстраивание такого уровня доверия с клиентом, который позволяет заказчику рассматривать инженеров подрядчика как естественное продолжение своей собственной команды.
В качестве заключения
Текущий кризис предоставляет российским компаниям уникальный шанс расширить свою клиентскую базу за счет тех заказчиков, которые были не готовы переходить на удаленные методы работы. Однако, в дополнение к признанной высокой квалификации российских инженеров и участию в проектах по разработке продуктов мирового уровня, отсутствию культурных и языковых барьеров, необходимо также продемонстрировать умение работать со сложным оборудованием, наличие налаженных процессов, политики защиты прав собственности, сертификации, современных инструментов коммуникации и мониторинга для организации эффективной и бесперебойной проектной деятельности. Уверен, все необходимое у нас для этого есть.