Выбор поставщика услуг по разработке и тестированию ПО – один из наиболее нетривиальных в условиях современного рынка, когда компании по разработке ПО растут как грибы после дождя. Свежие стартапы, нишевые игроки, крупные мультинациональные корпорации, системные интеграторы одинаково борются за внимание клиентов и наперебой предлагают свои услуги. В таких условиях покупателю крайне желательно понимать, на какие конкретные и измеримые параметры можно положиться. Одним из наиболее часто приходящих на ум факторов может стать размер потенциальной компании-партнера, дескать, «чем больше – тем лучше». Однако, и этот критерий не так прост, как кажется вначале. Помимо, собственно, численности подрядчика, большое значение приобретают размер компании-клиента, объем бюджета на проект и его масштаб. У вас в планах крупный проект, который задействует несколько отделов и требует усилий по меньшей мере дюжины разработчиков? Или это очень узкая, нишевая задача для небольшой, но высококвалифицированной команды экспертов в определенной области? Будучи более 30 лет в бизнесе и выполнив уже сотни крупных, средних и мелких проектов, мы пришли к выводу, что больше не всегда значит лучше, и сейчас расскажем вам, почему.
Крупные проекты
Если у вас в планах масштабный проект, то, скорее всего, вы начнете искать крупного поставщика. Это неудивительно, ведь у гигантов аутсорсинга спектр услуг, как правило, шире, а ресурсов для выполнения проекта больше, чем у компаний поменьше. Тысячи разработчиков в десятках инженерных центрах – безусловное преимущество крупных корпораций. Кажется, что доверить проект целиком и полностью одному поставщику – в целом, разумная мысль, поскольку для коммуникаций и мониторинга у вас всего одна точка «входа». Однако, полной уверенности в том, что крупная корпорация выполнит задачу так же хорошо, как и небольшая компания со специализацией в определенной области, все же нет. Среди наиболее частых жалоб чрезмерная бюрократия, осложненные коммуникации и недостаточная гибкость в выборе инструментов, процессов и методологий на проекте.
Нишевые игроки рынка делают все для того, чтобы завоевать и удержать свою репутацию на рынке. Их команды работают с огромной самоотдачей, демонстрируя более гибкий подход к процессам отчетности, разработки и тестирования. Однако, небольшие компании с узкой специализации начинают проигрывать там, где на проекте возникает необходимость в специалистах с другими навыками или в расширении. Ведь если весь штат потенциального поставщика не превышает 300 сотрудников, довольно самонадеянно обращаться к нему с проектом для 50 разработчиков и ожидать старта через несколько недель. У вашего потенциального партнера может оказаться недостаточно ресурсов для выполнения задачи, а быстро расширить штат сотрудников будет проблематично.
К счастью, на рынке присутствуют не только крупные компании или нишевые стартапы. Компании среднего размера с 500-1000 сотрудников вполне могут осилить и достаточно крупный проект, и подходят тем заказчикам, кто хотел бы самолично участвовать в выборе процессов и коммуникациях внутри проекта.
Немаловажную роль играет вопрос стоимости услуг — всегда ли небольшой размер компании означает большую доступность? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Поставщики среднего размера, такие как Аурига, могут быть более выгодны, чем лидеры рынка, так как не обременены балластом раздутого штата руководителей или административного персонала, а сэкономленный таким образом бюджет заказчик может с большей пользой потратить на развитие продукта. Да, у крупных корпораций больше возможностей для маневра при помощи предлагаемых скидок, но, работая с компаниями среднего размера, заказчик может оплачивать только те услуги и в том объеме, которые сочтет нужным. Кроме того, даже если стоимость услуг в технико-коммерческом предложении оказывается одинаковой, уровень получаемых услуг разнится. Если вы не входите в небольшую группу ключевых заказчиков крупных компаний-разработчиков, то ваш проект для них будет восприниматься как одна из многих повседневных задач. В то же время поставщики меньшего размера, скорее всего, будут уделять больше времени всем своим клиентам, просто потому что текущих проектов и крупных заказов у них меньше, то есть для среднего или маленького поставщика вы можете стать как раз одним из ключевых заказчиков и партнеров.
Хотелось бы добавить, что топ-менеджеры средних фирм зачастую являются выходцами из инженерного состава. Не редкость случаи, когда младший разработчик вырастает до руководителя высшего звена. Яркий тому пример Вячеслав Ванюлин, CEO Ауриги, который 20+ лет назад начинал карьеру как разработчик встроенного ПО, а последние несколько лет отвечает за благополучие всей Ауриги. По словам Вячеслава, каждое его решение на общекорпоративном уровне принимается с заботой об интересах клиента и с пониманием отношений между инженерами и заказчиком на проектах.
А что с проектами поменьше?
У средних и маленьких компаний-поставщиков ресурсов меньше, и, конечно, они не могут инвестировать в разработку на том же уровне, что их крупные конкуренты. Тем не менее, небольшие компании могут предложить вам качественное выполнение узких нишевых задач в условиях жесткого дедлайна и ограниченного бюджета.
Также важно заметить, что компании меньшего размера стремятся не просто разрабатывать на заказ, но и создавать стратегические партнерства. Нишевая компания может стать для вас не просто вендором — посторонней организацией, которая в первую очередь заинтересована в быстрых и денежных проектах, а стратегическим партнером, который будет заботится о вашем бизнесе. Именно к партнерам компании обращаются за поддержкой в трудной ситуации или за советом о новом продукте. Партнеры завоевывают уважение клиентов, разделяя те же ценности, и при разработке продукта выходя за рамки обязательств по контракту. Нишевые компании растут вместе с заказчиком и, в первую очередь, стремятся построить длительные отношения, основанные на доверии.
Диверсификация состава поставщиков
Работа с нишевыми поставщиками имеет еще одно неожиданное преимущество. Они обычно не пытаются вытеснить с проекта более крупных провайдеров, а наоборот, часто дополняют существующие команды, работая плечом к плечу с конкурентами и выполняя рутинные или более специализированные задачи.
Диверсификация состава поставщиков помогает стимулировать здоровую конкуренцию и мотивировать команды на достижение высоких результатов как в разработке, так и в коммуникационных процессах. Диверсификация по размеру позволит вам решить как крупные, так и локальные задачи быстро и без лишних затрат. Все, что вам нужно сделать, это решить, как именно распределить задачи и проекты, чтобы максимально эффективно сотрудничать с различными поставщиками.
Размер имеет значение
Итак, размер компании-партнера является одним из ключевых параметров, который может либо подорвать успех всего проекта, либо привести к успеху. Размер поставщика определяет его подход к планированию и принятию решений, коммуникации и ведению переговоров, подбору кадров и управлению проектами, построению отношений с клиентами и гибкости процессов. Все это, кстати, и определяет успех аутсорсинга.
Делая выбор, старайтесь не попасть в ловушку стереотипов. Помните, что единого правильного решения в такой ситуации нет; однако, перед принятием решения нужно хорошенько оценить возможные варианты. Если вы хотите углубиться в эту тему, советуем прочитать статью Юрия Киркеля, исполнительного вице-президента Ауриги, под названием «Аутсорсинг разработки ПО: размер имеет значение».
Возможно у вас уже есть надежный поставщик услуг по разработке ПО, но всегда полезно получить второе мнение – наверняка у вас есть задачи, с которыми Аурига справится лучше и быстрее, благодаря своему оптимальному размеру. Если вы готовы обсудить проект с нашим экспертом, свяжитесь с нами через контактную форму.