«Аурига»: 30 лет в созвездии успеха разработки программного обеспечения

В этом году компания «Аурига» отмечает свое 30-летие. За это время из небольшой нишевой фирмы по разработке встроенного и системного ПО на базе МГУ им. М. В. Ломоносова мы превратились в международную компанию с признанной репутацией на рынке. Более шестисот инженеров в семи центрах разработки ежегодно выполняют около ста проектов для заказчиков по всему миру. В этой статье мы хотим поделиться историей создания «Ауриги», рассказать о том, как все начиналось в 1990-х, и отдать дань уважения основателю компании, нашим талантливым инженерам и преданным клиентам, часть из которых сотрудничают с нами до сих пор.

Россия – колыбель аутсорсинга

Тридцать лет назад для ИТ-отрасли начался стремительный взлет, превращение из относительно узкого рынка для избранных в один из самых быстрорастущих и прибыльных сегментов мировой экономики. Девяностым мы обязаны широким распространением Всемирной паутины, появлением аппаратных система на базе нового процессора Pentium, высокими скоростями и доступностью Wi-Fi. Впервые представленная миру в 1991 году, ОС Linux стала для инженеров принципиально новой концепцией открытого исходного кода, а язык программирования Java (1995 год) — выбором #1 для разработки кросс-платформенного программного обеспечения и баз данных. При таких бурных темпах развития технологий ИТ-компании, преимущественно в США и Европе, как интернет-гиганты, так и компании поменьше, задумались об аутсорсинге и привлечении инженеров из других стран, потому что местных талантов катастрофически не хватало.  

Это сегодня Индия и Китай – признанные игроки современного рынка ИТ-аутсорсинга. Но в 1990-х Китай еще был «в спячке», а Индия, несмотря на предпринимаемые правительством усилия по продвижению общегосударственной подготовки специалистов и созданию благоприятного экономического климата для развития ИТ-индустрии, оставалась нишевой восходящей звездой. Россия на тот момент могла стать кузницей кадров. Достаточно большое количество зрелых, полных энтузиазма разработчиков с хорошим уровнем английского языка и сильным техническим образованием, открытие границ, налаживание отношений с Западом и переход на новую рыночную экономику, заинтересованность США в России – все это складывалось в благоприятную для предприимчивых людей ситуацию. Для США это было возможностью создавать сложные технологические продукты. 

Крестный отец российского аутсорсинга

Основатель «Ауриги», Алексей Григорьевич Сухарев, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова. Алексей Григорьевич – один из тех талантливых инициаторов прогресса, которые внесли большой вклад в признание России на мировом рынке аутсорсинга. В течение многих лет он участвовал в деятельности нескольких американских, европейских и российских торгово-промышленных ассоциаций; принимал участие в крупных мероприятиях и конференциях в качестве основного докладчика, и везде он представлял Россию как надежного стратегического партнера в разработке ПО и отстаивал интересы российских разработчиков. Американское издание The New York Times назвало Алексея Сухарева «крестным отцом российского аутсорсинга» в своей публикации 2004 года, а в октябре 2007 журнал Forbes опубликовал историю успеха «Ауриги» и ее основателя в отчете о российском экспортном рынке ПО. Мы попросили Алексея Григорьевича поделиться историей возникновения «Ауриги», и он с радостью согласился.

Идея создать компанию в сфере разработки ПО возникла у меня в 1988 году. В начале 1989-го я связался с профессором Джозефом Траубом из Колумбийского Университета в Нью Йорке, который в то время возглавлял там факультет компьютерных дисциплин и был учредителем Комиссии по компьютерным и информационным технологиям (CSTB) в рамках Национального научно-исследовательского совета (NRC), занимая позицию «советника нации» по компьютерным и информационным технологиям. Впервые мы с Джо встретились еще в 1978 году, когда он руководил факультетом компьютерных наук в Университете Карнеги – Меллона в Пенсильвании. Учебный год 1977/1978 я провел в Калифорнийском университете в Беркли как научный сотрудник по обмену из МГУ. Мы с Джо оба занимались исследованиями вычислительной сложности, и я выступал у него на семинаре в Университете Карнеги – Меллона в апреле 1978-го. С тех пор мы поддерживали хорошие рабочие отношения.

Когда Джо узнал о моем намерении создать ИТ-компанию, он связался с тремя коллегами по Комиссии CSTB: вице-президентами по исследованиям и разработкам (R&D) и техническими директорами компаний IBM, Hewlett-Packard (HP) и DEC, –  с предложением перенести часть своей разработки в Россию.  Двое из них – представители HP и DEC – проявили интерес, хотя DEC впоследствии отказалась от идеи сотрудничества с Россией. Джоэл Бирнбаум из HP, напротив, вскоре представил меня Хербу Блумквисту, руководителю отдела контрактного программирования, и его команде. После нескольких встреч в США и в России и многочисленных обсуждений стало ясно, что для дальнейшего развития сотрудничества с HP необходимо открывать компанию в России».

Первые шаги «Ауриги»

Так, 29 декабря 1990 года в Москве был открыт Инфорт (от «информационные технологии»). Два года спустя компания была зарегистрирована в США как «Аурига Inc.» Вдохновением для названия, которое на годы станет международным брендом, стала астрономия и греческая мифология.  Созвездие Возничего показалось наиболее подходящим для компании, которая поставила своей целью продвигать инженерный талант своих сотрудников как основу высокого качества услуг по разработке технологически сложных продуктов. Во-первых, «звездное» название вызывало ассоциации с достижениями российских инженеров в космонавтике. Во-вторых, греческий герой Эрихтоний, согласно мифам, был по праву вознесен на небо за свои изобретательские качества и технические достижения. Наш девиз в то время звучал так: «Российский опыт и знания в разработке программного обеспечения – всему миру».

Будучи профессором МГУ, я считал своей миссией продвижение не только компании, но и опыта и знаний российских инженеров-разработчиков, которую до сих пор считаю непревзойденной, на мировом рынке», – говорит Алексей Сухарев.

Сотрудничество «Ауриги» с HP началось в 1991 году с разработки и внедрения системы по отслеживанию договоров со сторонними консалтинговыми компаниями и независимыми подрядчиками HP.  Над проектом уже трудилось несколько индийских компаний-подрядчиков, поэтому мы всеми силами старались доказать качество нашего кода. Проект по доработке и расширению функционала этой системы продолжался с нашим участием в течение 1992-93 годов.

Тем временем Дэвид Пакард, один из двух основателей HP, занимавший в то время должность председателя совета директоров HP, объявил о новой инициативе – Packard Initiative. Она заключалась в следующем: выбрать эксклюзивных партнеров HP среди российских компаний, обучить их сотрудников в течение одного года в центрах разработки HP в Купертино, штат Калифорния, а затем разрабатывать ПО для HP на базе этих компаний. Для участия были отобраны две компании: одна в Санкт-Петербурге, а другая в Обнинске Калужской области, но решение по выбору бизнес-партнера в Москве и Московской области постоянно откладывалось. Предполагалось, что это будет самая крупная компания с наибольшим количеством сотрудников, вовлеченных в проекты HP.

Несмотря на то, что деятельность профессора Сухарева в большой степени и повлияла на возникновение самой инициативы, «Инфорт» был еще недостаточно крупной компанией, чтобы выиграть тендер. Профессору Сухареву нужно было мыслить шире и быть очень убедительным. На протяжении всей своей деловой карьеры Алексей Григорьевич твердо верил, что ключом к успеху любого проекта в разработке ПО становятся не бескрайний бюджет, не самая продвинутая инфраструктура, а люди: их навыки, опыт, отношение к делу и склад ума. Таким образом, Алексей Сухарев сделал ставку на поиск правильных людей для проекта HP, который предполагал наем сильных инженеров с опытом в UNIX, что было редкостью для России ранних 1990-х. «Инфорт» смог предоставить на рассмотрение резюме одиннадцати кандидатов, и HP одобрила девять из них. Это был феноменальный успех, так как другие компании получали одобрение не более 20% своих кандидатов. Подход, заявленный Алексеем Григорьевичем, впечатлил руководство HP, и это позволил компании стать эксклюзивным деловым партнером HP в Москве и Московской области. 

С течением времени США наложили ограничения на привлечение разработчиков из-за рубежа и начали поощрять открытие вакансий для американских инженеров. Изменения на рынке труда затронули и российских разработчиков, проходивших обучение для HP в Купертино. Проект Packard Initiative был сначала приостановлен, а затем и вовсе отменена в 1994 году. К счастью, к тому времени у недавно созданной компании Auriga, Inc.  уже был еще один клиент из США: Aquila Technologies Group из Альбукерке, штат Нью-Мексико, один из основных поставщиков промышленных систем управления, защитных механизмов, камер видеонаблюдения, компьютерных систем и безопасных компьютерных сетей. Для Aquila Technologies мы занимались разработкой различного встроенного и системного ПО под ОС UNIX.

30 лет развития и успеха

За последующие 30 лет «Ауриге» удалось заслужить репутацию надежного партнера по разработке ПО. Наши клиенты – как лидеры индустрии, так и нишевые игроки – компании самого разного профиля: производители оборудования, в том числе медицинского, и разработчики ПО и сервисов. Довольно небольшая компания, основанная на территории МГУ для предоставления услуг по разработке ПО для проекта Hewlett-Packard, «Аурига» неуклонно наращивала свой опыт и вступила в нестабильные двухтысячные, имея несколько лояльных клиентов и амбициозное желание бросить вызов доминированию Индии на рынке ИТ и завоевать место на мировой арене для российских талантов. В условиях резких колебаний на рынке и значительных технологических прорывов «Аурига» развивалась и становилась сильнее, оставаясь верной своему ключевому подходу: выстраивать отношения доверия с клиентами, обеспечивать безупречное качество услуг, работать слаженно и любить свое дело.

Для меня большая честь осознавать, что те принципы, ценности и энтузиазм, которые были заложены мной в основу работы компании “Аурига” при ее создании, живы и по сей день и приносят свои плоды. Думаю, тридцать лет непрерывного успеха на таком непредсказуемом, стремительно меняющемся и высококонкурентном рынке – это достижение!» – отметил Алексей Григорьевич.